Иконы

Значение иконы в Церкви

Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон — важной частью православного вероучения.
Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе — Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.
Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры — учением о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Христа.
Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись , которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.
Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми — полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место – наряду с иконами Спасителя.
На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.
В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица [48].
Наконец, на иконах могут изображаться святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона — это образ человека, который достиг славы Царства Божия.
Иконостас

Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России [49], достаточно поздно, в XV веке.
Верхний ряд иконостаса(см. схему), праотеческий[50] представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.
Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис.7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.
Третий ряд иконостаса — праздничный, в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.
Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис − это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.
Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.
На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.
Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению.

Обо всех ИКОНАХ Вы можете прочитать на сайте:

http://days.pravoslavie.ru/Images/all.htm